
В ряду применяемых на кухне и при хранении продуктов посуды особое место занимают контейнеры. Уровень продаж такой посуды, равно как и уровень спроса на нее, часто меняется. С чем это связано и каков приблизительный процент такой «промежуточной» тары в ассортиментной матрице успешных продавцов?
О чем речь…
Как известно, посуду разделяют на кухонную и столовую, для дома и для ресторанов. По своему назначению посуда делится на целый ряд групп, одна из которых включает в себя изделия для хранения и переноски холодных и горячих продуктов, а также напитков (как в секторе Home, так и в секторе HoReCa).
Наибольшая доля предметов в данной группе приходится на всевозможные боксы из пищевого пластика и стекла, в которых удобно переносить или сохранять, а также замораживать или разогревать как сырые продукты (в том числе полуфабрикаты), так и готовую пищу. Данная продукция порой ощутимо влияет на общий уровень продаваемых изделий. Другими словами, время от времени объемы продаж таких изделий формируют заметную долю от общего объема реализуемых посудных изделий.
С чем связана такая любовь к боксам, то есть жестким емкостям с плотной крышкой? С возросшей культурой питания и с разнообразием таких изделий на рынке. Именно благодаря плотно закрываемой и устойчивой форме, недорогой цене привлекательные коробочки и занимают достойное место в ряду посуды.
Текущая картина
Согласно данным, собранным во второй половине 2024 года на основе представленных на Wildberries (WB) 21 320 предложений, средняя продажная цена ланч-боксов (компактные боксы с плотной крышкой для переноски порции готового блюда) составляет 687 руб. (медианная цена чуть ниже). Продажи приходятся на 15% товаров в данной категории. В настоящее время на WB представлено более 2700 брендов, поставляющих ланч-боксы. Основные продажи приходятся на 26% брендов. Средний процент выкупа ланч-боксов на WB составляет 97%. Средний процент выкупа с учетом возвратов – аналогично 97%. По материалам www.tk-solutions.ru
Формы, в которых удобно держать, разогревать и замораживать мясо, фрукты, зелень, бутерброды и пр., востребованы в каждой семье. Некоторые боксы с герметичными крышками позволяют держать в них (или переносить) супы, сочные салаты, варенье, что является дополнительным преимуществом.
Кстати, в подобных емкостях хранится не только съестное. В них можно обнаружить различные мелкие детали от пуговиц до шурупов или рыболовных крючков… Одним словом, такие боксы достаточно востребованы, к тому же большинство из них реализуется по довольно демократичным ценам.

Рынок кулинарных боксов
К сожалению, точной статистики об объемах продаж ланч-боксов по данному рыночному сегменту или просто боксов, предназначенных для пищевых целей, в открытых источниках нет. Однако все участники рынка говорят о том, что данная продукция долго не залеживается, на место проданных изделий оперативно поступают новые аналогичные позиции. В нынешних условиях создание и предложение описываемых товаров во многих случаях ложится на плечи отечественных компаний и, надо отметить, последние вполне успешно справляются с поставленной задачей.
Со стороны потребителей было отмечено, что в среднем покупательницы в возрасте от 35 до 55 лет приобретают одновременно не один, а несколько контейнеров приблизительно раз в 5-7 месяцев. Приятная цветовая гамма и стильный дизайн, силиконовые прокладки, крышка с вакуумным клапаном – все это привлекает внимание и способствует желанию использовать такие изделия в шкафу, холодильнике, на природе. При этом подавляющая масса приобретенных конечным покупателем боксов используется учащимися, начиная от школьников младших классов и заканчивая студентами-выпускниками, а также ценителями походов по дикой природе и теми, кто в силу служебных обстоятельств не имеет возможности для полноценного обеда за столом.
Период продаж
В какой период продается больше всего рассматриваемой продукции и стоит ли увеличить ассортиментную массу за счет усиления спроса именно в этот период? Обычно сотрудники рынка озадачиваются повышенным спросом на ланч-боксы и им подобные пластиковые или стеклянные контейнеры без привязки к конкретным месяцам.
Потребность в таких изделиях сохраняется в течение всего года. Следовательно, дать гарантированный рецепт, в каких временных интервалах стоит сделать пополнение (чтобы подготовиться к повышенному спросу заблаговременно), очень сложно. На фоне приблизительных подсчетов в ассортименте каждого продавца (который занимается пищевыми боксами) имеется не менее 25% пластиковой продукции, включая боксы… Однако в период спада общих продаж объемы данной продукции могут возрастать, а в моменты активной торговли, наоборот, падать, и тогда поддерживать «пластиковую» матрицу отнюдь не просто. Бывает, что данная продукция совершенно не интересна покупателю. Обычно это случается, как ни странно, в момент перехода летнего периода к осеннему, то есть когда другие виды посуды входят в фазу активных сезонных продаж. Такое случается не ежегодно, но все же случается.
Сегмент пластиковых боксов интересен непредсказуемостью спроса, но, что примечательно, периоды спада и возрастания пресловутого спроса быстро приходят на смену друг другу и надолго не задерживаются. Так что запланированные продажи (распродажи) в случае падения покупательской активности можно спокойно перенести на другой, более поздний период, например, на начало летнего сезона. В это время года потребность в кухонной и столовой посуде снижается, а контейнеры из пластика и стекла становятся более востребованными, что связано с более частым проведением пикников и загородного отдыха.
Пожалуй, это единственный период, когда изменение спроса можно предсказать. В остальных случаях ориентироваться нужно на периоды активности и затухания сферы общественного питания. Неоднократное снижение предложения быстрой еды или ресторанного обслуживания приводит к активизации домашнего питания (в том числе удаленного), включая использование пищевых контейнеров.
Более детальному рассмотрению периодов возможного роста спроса на пищевые домашние контейнеры в связи с изменением внешних факторов посвящен следующий раздел нашего материала.

Некоторые наблюдения за рынком готовой еды
Сезон функционирования небольших закусочных, являющихся частью всего общепита, сокращается с момента закрытия уличных площадок, а также летних помещений. В этот момент возрастает роль домашней еды, которую берут с собой из дома.
Периоды праздников способствуют росту спроса на заведения питания, чья нагрузка растет, потребность в контейнерах для рестораторов возрастает.
В летний период случаются моменты повышенного спроса на пластиковую бытовую продукцию для домашнего использования. Часто в летнее время продавцы стимулируют продажи дополнительными скидками, акционными распродажами и иными средствами стимулирования покупателей.
Отдельно стоит сказать о стеклянных контейнерах, в которых в последнее время домохозяйки предпочитают держать готовую еду, особенно при хранении ее в холодильнике. Это аналоги эмалированной посуды советского времени. Стекло абсолютно инертный материал, не вступающий в реакцию с пищевыми кислотами, солями и красителями, соответственно не способный выделять в окружающую среду какие бы то ни было вещества. Однако эти контейнеры, как правило, имеют пластиковые замковые крышки, что позволяет связывать период высоких продаж с пластиковыми контейнерами.
Какие боксы пользуются наибольшим спросом?
Разумеется, современный дизайн и качественное исполнение пищевых боксов обеспечивают высокий уровень покупательской заинтересованности. Но стоит также сказать, что ряд покупателей определяют потребность в таких изделиях проще: чем дешевле, тем лучше. Объяснение выглядит просто: синтетический полимерный материал, из которого изготавливают контейнеры, не производит впечатления чего-то основательного, надежного и долговечного. С другой стороны, часть потребителей, наоборот, всеми руками голосует за современный, порой недешевый, дизайн, исполненный в пластике, полагая, что у пластика есть объективные преимущества: малый вес, травмобезопасность, яркие оттеночные решения и пр.
В среднем в последнее время покупателей дешевого пластика становится меньше. Все-таки потребители стали бережнее относиться к своему здоровью и предпочитают контактировать с безопасным и долговечным материалом.
При этом можно сказать, что дамы приобретают боксы небольшого размера, но достаточного объема, что достигается за счет высоты стенок. Предпочтение отдается боксам с замковыми крышками, включая антипроливочные, с усиленным уплотнителем.
Что касается производителей боксов, то покупатели обращают внимание на изделия от отечественных компаний, тем более что их продукция охватывает практически все общепринятые типоразмеры. Впрочем, товары от зарубежных производителей тоже притягивают внимание. При адекватной цене они также пользуются спросом, но, учитывая, что их цены напрямую подвязаны к валютному курсу, формируемому под воздействием многочисленных санкций, ожидать активизации спроса на них не приходится.
Что касается материала, то на первом месте по продажам стоят полностью пластиковые контейнеры (повторим, предпочтение отдается высококачественному пластику), затем комбинированные контейнеры из стекла и пластика, после идут контейнеры из других материалов, среди которых лидируют эмалированные миски (впрочем, последние в равной степени относятся к эмалированной посуде, а не к боксам).
Контейнеры из иных материалов встречаются довольно редко и почти не влияют на рынок рассматриваемой продукции.