
В данном случае речь пойдет о стеклобанках, которые незаменимы для хранения и консервирования. Оказывается, эта товарная группа составляет весомую долю сегмента, который справедливо относят к посуде. Насколько выгодно заниматься продвижением и сбытом таких предметов и каковы особенности данного сегмента? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Двоякая картина
С одной стороны, изобилие цветов, форм, размеров стеклянных изделий для хранения или переноски пищевых продуктов, к которым относятся готовые блюда, ингредиенты и полуфабрикаты, а также различные напитки – это здорово! Это делает наш мир ярче, удобнее и приятнее.
С другой стороны, множество вариантов приводит к сложностям вторичного использования или утилизации. Если банки с горлышком 8,2 см под закатку машинкой, а также часто встречаемые банки с завинчивающейся крышкой («твист офф») многие используют по назначению неоднократно, то неформатные «склянки» после их открытия применяются редко. Емкости с бугельным замком, несмотря на их очевидное удобство, применяются тоже не столь широко, а про тару с узким или особенным горлышком и говорить не приходится.
В основном стеклянная тара идет на выброс. При этом хорошо известно, что вторичное использование стекла, фактически его переплавка без каких-либо добавлений, позволяет получать новую готовую стекломассу, которая полностью годится для пищевых целей. То есть, если вдуматься, стекло – это безотходный материал, который можно переплавлять сколь угодно много раз, и всегда результат будет великолепным.
Однако на деле на переплавку уходит не более трети от имеющихся «запасов», которые сегодня предпочитают «хранить» на полигонах в виде стеклобоя, расходуя для этого огромные площади земли.
Повторное использование незначительной части целой пустой тары (как это было принято в СССР) происходит в основном также путем переплавки. Сначала посуду бьют (для экономии места), измельчают осколки и помещают в плавильную печь.
Для информации: для 1000 т стекла нужно 10 га земли; переработка в отличие от изготовления этого объема стекла может сократить расход электроэнергии на 70%, воды – на 50%, вредных выбросов в атмосферу – на 20% (по материалам www.aif.ru/money/market).
К сожалению, в России, согласно данным из открытых источников, вторичной переработке стеклобоя подвергается не более 30% от всего количества. Остальное закапывается на полигонах. Прием целой стеклотары затруднен в связи с ничтожными причинами, в частности с тем, что в пунктах приема нет возможности для хранения различной стеклопосуды. Кроме того, стоимость даже самых ходовых экземпляров (поллитровые бутыли, трехлитровые банки и пр.) не сопоставима с их стоимостью в далекий советский период, когда за 20 или 40 копеек можно было купить как минимум полезный продукт питания. Сдавать стеклянную тару просто не выгодно на сегодняшний день.
Спрос и продажи
Что лучше: держать депозит в банке или заниматься стеклянными банками? Вопрос не праздный. И того, и другого навалом… Проценты нынче высокие, но и банки для закруток, несмотря на общее подорожание, пользуются большой популярностью.
Причем не только у представителей старшего поколения. Пресловутый «ЗОЖ», продолжающий покорять молодых, красивых и здоровых, фактически диктует заниматься полезными заготовками самостоятельно (без искусственных добавок). Ибо здоровое питание – основа всего!

Немного статистики
Рынок стеклотары имеет устойчивый рост, начиная с 2016 года. По данным «Анализа рынка стеклотары в России», подготовленного BusinesStat, за 2016-2020 годы ее продажи в стране выросли на 13%: с 12,2 до 13,8 млрд шт. Продажи росли в 2017, 2019 и 2020 годах на 4,8-9,8% в год. Некоторое снижение объема сбыта наблюдалось в 2018 году (в пределах 10-11%), но это явно не нарушает общей картины роста. Тем более, что снижались продажи бутылок, которые также относят к группе «стеклотара». Что касается банок, то спрос на них весьма устойчив и в последние годы демонстрирует только рост.Доказательством тому могут служить точки розничных продаж, занимающиеся реализацией посудных и хозяйственно-бытовых принадлежностей. Сегодня редко где можно не увидеть продающиеся стеклянные банки, предназначенные для консервирования.

Особенно это касается небольших по площади магазинов, находящихся чаще всего в шаговой доступности от жилых кварталов. Также помимо стеклобанок сегодня активно продаются завинчивающиеся крышки разных типовых размеров («твистовых» и для закаточных машинок). Причем многие завинчивающиеся крышки имеют с наружной стороны яркий рисунок (цветное покрытие), который не только прибавляет настроения, но и способствует непроникновению ржавчины (цветное покрытие защищает поверхность от коррозии на какое-то время).
Опираясь на вышеописанные данные можно сказать, что сегмент стеклобанок показывает успешный рост, пики продаж приходятся на период домашних заготовок, то есть с июля по октябрь. При этом современные способы создания консервированных овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты), включая технологии, рецепты и сопутствующие инструменты (или оборудование), позволяют во многом упростить данный процесс и повысить количество домашних заготовок. Следовательно, потребность в банках в ближайшие годы, скорее всего, увеличится и будет сохраняться на высоком уровне довольно долго.

По итогам первого полугодия 2024 года было произведено 2,3 млн т продукции. В аналогичном периоде 2023 года объем производства был таким же. Спрос на стеклянную тару по основным категориям вырос на 13% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. www.telegra.ph
Как ни странно, но тяга к домашним консервам часто является следствием неуверенности в завтрашнем дне. Конечно, это вопрос в первую очередь психологический… Но, как бы и кем бы он ни объяснялся, чем неспокойнее положение дел на политической арене, чем больше спадов испытывает экономика (для большинства главным показателем такого процесса является снижение реальной доходности, выражаемое в частности, в обесценивании денег и инфляции, которым предшествует рост цен на необходимые товары), тем сильнее желание создать хоть какой-то запас на завтрашний день, прежде всего, продуктовый.
Вывод напрашивается сам собой. Сегодня продавцам посудных изделий выгодно включать в свой ассортимент некоторый объем стеклобанок, а также специальных приспособлений, используемых в процессе домашнего консервирования.
В 2023 году российскими предприятиями было выпущено 11 909 млн шт. стеклянных бутылок, что на 4,6% выше по сравнению с результатами 2022 года. Среднегодовой прирост производства (CAGR) стеклянных бутылок за период 2017-2023 годов составил 2,4%. Лидирующий федеральный округ РФ по производству стеклянных бутылок – Центральный ФО (40% производства за период с 2017 по 2023 год), на втором месте – Приволжский ФО (20,3% производства). Производство стеклянных бутылок в ноябре 2024 года выросло на 1,8% к уровню ноября предыдущего года и составило 1005,2 млн шт. www.tk-solutions.ru
Недавние тенденции
Буквально в преддверии наступившего 2025 года образовался дефицит стеклобанок, предназначенных как для закаток, так и для закруток. Причина в том, что крупные холдинги, понимая рост спроса на консервируемую продукцию заводского исполнения в праздничные зимне-весенние периоды, включая напитки, разместили крупные заказы на стеклотару. В результате некоторым небольшим предприятиям даже не досталось цветного бутылочного стекла, в частности, зеленоватого или оливкового (цветное стекло не пропускает ультрафиолет и продукты в нем хранятся дольше). До сих пор в супермаркетах лежит дешевое шампанское в бутылках из прозрачного стекла. Есть все основания ожидать похожую ситуацию в следующем году.
И еще. Меняется фискальная система в отношении алкогольной продукции. С 1 января 2025 года акциз на алкогольные напитки с объемной долей этилового спирта до 18% составит 148 руб. за литр (в 2024 году – 141 руб.), а на продукцию с объемной долей этилового спирта выше 18% – 740 руб. за литр (в 2024 году – 643 руб.). Также в 2025 году экологический сбор повышается на 15%, в 2026 году еще на 8% и в 2027 году еще на 4%. Повышение размера акцизных сборов и ставок экосбора повлияет на цены производства стеклотары, устанавливаемые заводом-производителем, многие из которых уже заявили о подорожании производства на 17-24% с нового года (Источник).
Это приведет к еще большему ажиотажу на продукцию отечественных стеклозаводов, которые сегодня обеспечивают не менее 80% потребностей в данной продукции в нашей стране. Так что в очередной раз нас ожидает рост цен на стеклобанки.
По крайней мере до конца 2027 года ситуация с ростом цен на «домашнее» стекло очевидна.
Кроме того, нужно помнить, что стекловаренные заводы имеют цикличность в своем функционировании и развитии. Дело в том, что примерно раз в 10 лет необходимо менять стеклопечь. Это сопряжено с естественным износом данного оборудования.
То есть если заблаговременно этого не сделать, можно внезапно загубить начатый производственный процесс и остаться ни с чем. Это говорит о том, что дефицит или подорожание стеклобанок могут быть дополнительно вызваны внезапным прерыванием выпуска стеклотары. Конечно, это не критично в масштабах страны, но в совокупности с другими причинами ощущение дефицита вкупе с ростом цен действует на потребителя не лучшим образом.
Исходя из этого заблаговременная закупка типовых позиций стеклотары для ее дальнейшей реализации оправдана, в том числе в качестве среднесрочного или долгосрочного инвестиционного проекта. Даже если реализация будет проходить менее быстрыми темпами, чем планировалось, стандартизованные банки не пропадут и будут востребованы в более поздний период.