Есть предприятия, о которых интересно рассказывать, которые имеют историю, работают и берегут свои традиции. В этот раз – это старейший производитель изделий из стекла и хрусталя в Республике Беларусь – стеклозавод «Неман». Предприятие находится в городе Березовка – городе мастеров стекла, в котором традиции производства стекла и хрусталя заложены с 1883 года.
Предприятие постоянно совершенствовалось и расширяло ассортимент выпускаемой продукции: в неманском прейскуранте 1911 года покупателям предлагалось 1828 видов изделий – от шикарных сервизов и ваз до общедоступной хозяйственной посуды, керосиновых ламп и дверных ручек.
Сегодня ассортимент предприятия представлен пятью тысячами изделий для сервировки домашнего стола, кафе, ресторанов, а также создания домашних и офисных интерьеров. Они разнообразны по назначению, форме, цветовой гамме и декорированию красками, пудрами, золотом, склейкой разнообразных форм. Выпускается продукция премиум-класса, эконом-варианты, изделия ручной работы.

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Особенности производства
В разгар пасхального праздника хочется рассказать о тематической продукции – о стеклянной шкатулке, выполненной в форме пасхального яйца.
Пока хозяйки готовились к празднику Воскресения Господня, который в этом году одновременно отмечали верующие двух конфессий, в цеху стеклозавода «Неман» мастера были сконцентрированы на выпуске определенной тематической продукции, а конкретно стеклянных пасхальных яиц.
«Вообще количество стекломассы зависит от размера самого пасхального яйца, которое потом превратится в шкатулку, – говорит Валерий Багинский, отдельщик выдувных изделий экспериментально-художественного участка. – Есть много форм, но сейчас мы делаем среднее по размеру яйцо, для него нужно грамм 250-300 стекломассы. Это очень простое изделие». При выдуве шкатулки в форме яйца счет идет на секунды, процесс у печи очень скоротечный. К слову, за всю смену мастера делают несколько видов изделий. После выдува изделие охлаждается в печи для отжига (лере), где проводит от полутора до двух часов. И после медленного остывания попадает в руки опытных резчиков.
«Видите, яйцо к нам приходит с колпачком своеобразным. Нам нужно от него избавиться. С помощью алмаза мы делаем отметку и ставим в форму, здесь с помощью газовой горелки этот колпачок срезается. Все выходит ровно по отметке. На хрустальное изделие уходит минута на обрезку, а вот бокал или фужер (там стекло потоньше) – меньше времени нужно. Кстати, отрезанное отправляется на переплавку», – делится нюансами своей работы резчик на огне Елена Фурса, которая работает на заводе 35 лет.

«Этот рисунок в принципе легкий; чтобы нанести узор на такое яйцо уходит минуты три у меня, даже меньше.
Бывает нарезка и посложнее, ведь ассортимент у нас разнообразный. К Пасхе мы всегда готовим что-то особенное… Когда видишь изделия, которые у нас сделаны, душа радуется», – рассказывает шлифовщица стеклоизделий Алла Шутова.
После этого этапа хрустальные изделия полируются в смеси плавиковой и серной кислоты, после чего хрусталь приобретает свой характерный блеск и прозрачность. И только пройдя все производственные цепочки, продукция запаковывается и готова найти своего ценителя.
Кстати, всему этому процессу предшествует большая работа художников, которые разрабатывают эскиз.
Не все идеи ставят на поток, тут решает художественный совет. После одобрения эскиза конструкторский и литейно-механический отделы готовят металлическую форму будущего изделия, которую отправляют на производство, где мастера делают пробный экземпляр. Если все складывается, начинается массовый выпуск.
О последней разработке рассказывает главный художник предприятия Сергей Шетик. «Сложность при создании шкатулки-яйца была в определении массы стекла, чтобы и вес был нормальным, и толщина. Для художника сложность – найти ту самую форму, соединить верх изделия с низом. Важна здесь четкость расчетов, – делится Сергей Шетик. – Процесс разработки нервный, ведь нужно рассчитать все от начала и до конца. Помню момент, когда посадка не сразу получилась. Но мы с коллективом все продумали, просчитали и с заданием справились».
К слову, у художников масса задумок, некоторые уже в следующем году будут радовать любителей особенных вещей, а есть и те идеи, над воплощением которых здесь еще предстоит потрудиться.
Сергей Иванович рассказал еще об одной новинке – лимитированной серии стаканов Volcano, в которых дно выполнено в форме вулкана. Стаканы позиционируются как арт-объекты для виски, рома и текилы, сочетающие функциональность с эстетикой.
На волне успеха новых стаканов, о предыстории их выпуска мы тоже узнали у Сергея Ивановича.

– Что общего у стакана и вулкана?
– «Неман» создал не просто посуду, а настоящий арт-объект, который сочетает мощь природы и современный дизайн. Уникальное дно в форме вулкана и текстура «Арктика» делают его неповторимым. Стаканы идеально подходят для виски, рома или текилы, но их особый дизайн делает их универсальными.
– Как к вам пришла эта идея и что вас вдохновило?
– Идея стакана с особенным дном вынашивалась очень долго. Дизайн с уникальным дном – не новинка, такие изделия уже делали другие стеклозаводы, особенно популярны они у японских производителей. Меня всегда интересовала как техническая, так и эстетическая сторона таких стаканов. Хотелось не просто повторить, но и привнести свой авторский почерк, а также разобраться в технологии производства.
– Какие сложности были в производстве данных стаканов?
– На бумаге и в теории все казалось легко, но на практике мы столкнулись с множеством сложностей. Стекло – материал, который не прощает ошибок. Где-то стекло не проходило в форму, где-то не хватало размера самой формы – приходилось ее растачивать. Даже металл оказался капризным: через 40 минут работы он начинал ржаветь и царапаться. Мы долго не могли понять, в чем дело, но методом проб и ошибок – все получилось.

– А как создавался сам вулкан?
– Форму вулкана вытачивали вручную наши мастера по слепку, который я сделал своими руками. Я вдохновлялся формами реальных вулканов, таких как Фудзияма в Японии и Этна в Италии. Их мощь и грациозность стали основой для дизайна. Но и тут не обошлось без сложностей: приходилось постоянно дорабатывать форму, чтобы избежать острых краев, но при этом сохранить узнаваемость вулкана.
– Как вы оцените результат?
– Пока все поняли, пока наработали технологию, пока начало получаться… Но результат того стоил. Стаканы Volcano выглядят брутально и стильно одновременно.
Когда я впервые увидел, как свет играет на текстуре «Арктика», я понял – это то, что нужно. Это не просто стакан, это эмоция, которую ты держишь в руках.
– Есть ли у вас планы на другие изделия с особенным дном?
– Мы видим, что стаканы Volcano очень понравились аудитории. Сейчас мы экспериментируем с хрусталем – это традиционно премиальный материал, и особое дно придаст таким стаканам еще больше шарма и эстетики. Мы планируем создавать необычные формы дна с разными сюжетами: например, морда льва или даже абстрактные узоры. Полет фантазии здесь огромный, и мы хотим предложить нашим клиентам что-то действительно уникальное. Хрустальные стаканы с необычными формами дна уже в разработке, и мы уверены, что они станут не менее популярными. Ведь «Неман» – это не просто стекло и хрусталь, это искусство, которое вдохновляет.
Стаканы Volcano – это не просто посуда, это история. Хотите почувствовать мощь вулкана в своих руках?
Тогда Volcano – ваш выбор. А впереди у «Немана» – новые идеи, которые вас точно удивят.
В статье использовались материалы специалиста по маркетингу и рекламе республиканского унитарного предприятия «Управляющая компания холдинга «Белорусская стекольная компания» Сергея Игоревича Протопопова, а также сайта www.neman.by