
Современный рынок перенасыщен однотипными товарами массового производства. Усталость от стандартных вещей, «таких, как у всех», заставляет покупателей искать что-то особенное и эксклюзивное, что может подчеркнуть их индивидуальность и вкус.
Изделия ручной работы соответствуют этим запросам и потребностям, поэтому они становятся все более популярными. Главное преимущество хенд-мейд продукции, в том числе это касается и посуды, в ее уникальности – создать две абсолютно одинаковые вещи вручную просто невозможно.
По данным аналитиков, в 2024 году рынок хенд-мейд изделий демонстрировал стабильный рост: продажи посуды выросли на 3%, при этом поднялись и цены – на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как развивается рынок посуды ручной работы и какие возможности он открывает для мастеров и покупателей? Посуда ручной раб оты на Ярмарке Мастеров Ярмарка Мастеров (ЯМ) – это самая крупная в России онлайн-платформа для продажи и покупки изделий ручной работы и материалов для творчества, это онлайн-маркет товаров ручной работы, винтажа, дизайнерских вещей от локальных брендов и материалов для творчества. Здесь мастера выставляют свою продукцию на продажу, а покупатели находят и приобретают уникальные и оригинальные товары. Платформа предоставляет возможность хендмейдерам взаимодействовать с покупателями: общаться и узнавать их предпочтения.
В современном мире искусства и творчества Ярмарка Мастеров является одним из ключевых мест для художников, дизайнеров и людей, производящих различные интересные предметы своими руками.
На март 2025 года на площадке в категории «Посуда» размещено более 35 тыс. товаров. Вся посуда изготавливается вручную, за каждым изделием стоит человек и его особая история. Здесь можно найти все: от уютных кружек для утреннего кофе до изысканных сервизов на праздники. Основные материалы, которые используют мастера, – это керамика, стекло и дерево.
КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА
Глиняная посуда – это классика, которая никогда не выходит из моды. Самые востребованные изделия на сайте: минималистичные тарелки и расписные, покрытые глазурью чайные пары и чайнички. Мастера придают работам интересные текстуры, покрывают посуду этническими и растительными узорами, рисуют на ней животных и даже пишут на изделиях знаменитые строчки из стихотворений и песен. Словом, творят чудеса!

СТЕКЛЯННАЯ ПОСУДА
Изделия из стекла на Ярмарке Мастеров ценятся за свою необычность. Бокалы с гравировкой, винтажные тарелки и салатники, кружки для холодных напитков, декорированные вручную полимерной глиной и латунью, – каждая из работ стеклодувов приковывает внимание и оправдывает свою популярность.

ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА
Древесина – это всегда про тепло и экологичность. Мастера и покупатели любят этот материал, именно поэтому на платформе можно найти деревянные изделия на любой вкус: от традиционных мисок и ложек до стильных фигурных менажниц. Особенно ценятся подносы и разделочные доски с выжженными на поверхности рисунками.
Аналитика продаж прошлого года
По данным аналитики Ярмарки Мастеров, в 2024 году продажи в секции «Посуда» составили значительную долю от общего ассортимента товаров, что свидетельствует о стабильном интересе покупателей к данному сегменту.
В каталоге больше всего товаров размещено в подсекции «Кружки и чашки» – 27%, за ней идут «Разделочные доски» – 11% и «Подносы» – 9%. Наименьшее количество товаров представлено в подсекциях «Турки», «Горшочки» – 0,5% и «Супницы» – 0,4%.
Теперь обратим внимание на средний чек. Наивысший средний чек наблюдается в подсекции «Сервизы» – 17 012 руб. Это связано с ценовой премиальностью товара. Следующими идут: «Посуда для запекания» и «Кувшины» со средними чеками в 8575 и 7729 руб. соответственно. Самый низкий средний чек зафиксирован в подсекции «Турки», где он составляет 3694 руб.
Что касается количества сделок, то наибольшее количество продаж зарегистрировано в подсекции «Кружки и чашки» – 39% от сделок в категории «Посуда». Следом идут «Тарелки» и «Разделочные доски» с 9,7 и 8,4% сделок соответственно. Самое маленькое количество продаж зафиксировано в подсекциях «Чаши» – 0,6%, «Горшочки» – 0,4% и «Супницы» – 0,3% сделок.

ВЫДЕЛИМ ТАКЖЕ ТРИ САМЫХ УСПЕШНЫХ ПОДСЕКЦИИ: ПОКУПАТЕЛИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИОБРЕТАЮТ ЧАШКИ
И КРУЖКИ. И правильно: кружек много не бывает, особенно если это ручная работа! Есть однотонные минималистичные варианты, абстрактные чашки, наивная керамика со смешными надписями, кружки с этническими орнаментами. Благодаря талантливым мастерам найдется или воплотится в жизнь все, что угодно душе.
ВТОРЫМ ВАЖНЫМ СЕГМЕНТОМ МОЖНО СЧИТАТЬ СЕРВИЗЫ благодаря высоким показателям среднего чека.
На площадке широкий ассортимент винтажных столовых и чайных сервизов. Есть и современные авторские варианты с ручной росписью.

ТАРЕЛКИ – ТРЕТЬЯ ПОПУЛЯРНАЯ ПОДСЕКЦИЯ, которая не только имеет значительное количество товаров, но также демонстрирует достойный уровень продаж.
Обычно материалом для тарелок служит керамика и дерево. Деревянные изделия делают в виде растений и животных и украшают мотивирующими цитатами.
Ярмарка Мастеров дает возможность любоваться, восхищаться уникальными изделиями и, конечно, приобрести их.
КТО СОЗДАЕТ ПОСУДУ?
Посуда ручной работы – это не просто предметы быта, но и произведения искусства в вашем интерьере.
За каждым изделием стоит человек или целая команда, чья история, опыт и творческий подход делают работы особенными.
Чаще всего посуду создают мастера, которые работают в одиночку. Это люди с художественным образованием или те, кто освоил ремесло самостоятельно. Многие из них начинают с небольших заказов для друзей и знакомых, а затем благодаря сарафанному радио и маркетплейсу находят свою аудиторию.

Есть семейные мастерские, где любовь к делу передается из поколения в поколение. Студия Орловых – одна из таких! Вся семья Юлии, создательницы мастерской, вовлечена в гончарное дело: дочь и свекровь помогают делать посуду на заказ и проводить мастер-классы, а муж ведет сайт. У них один из самых уютных магазинов керамики на Ярмарке Мастеров.
В этой связи хочется отметить интересные работы Веры Путиловой. Ее мастерская художественного стекла VERAglass работает со стеклом в технике фьюзинг. Здесь создаются шедевры на любой вкус – от украшений до часов и домашней утвари. Почему фьюзинг? Фьюзинг – это красиво, это интересно. Используя технику спекания разноцветных кусочков стекла, то есть фьюзинг, можно изготовить различные украшения и домашние декоры: броши, серьги, подсвечники, посуду.
«Что такое фьюзинг, я узнала в декабре 2011 года. Увидев часы из стекла, сделанные западным мастером, я не могла поверить, что это ручная работа. Стала интересоваться и настолько влюбилась в эту многогранную технику, что меня охватило дикое желание ее освоить. Уже через три месяца я приобрела печь, все необходимые инструменты и стекло для фьюзинга», – рассказывает Вера Путилова.

В стартап девушка вложила более 100 тыс. руб. – на специальную печь, стекло, декор, фурнитуру, инструменты для фьюзинга (стеклорезы, кусачки, ломатели), на специальную термокерамическую бумагу, шлифовальную машину, дрель и формы.
«Куча испорченного стекла, слезы и даже сломанная печь – все это произошло со мной за первый год моего обучения новому ремеслу. Очень важно работать со стеклом только в хорошем настроении, если создавать что -то в плохом настроении, изделие не получится или, хуже того, просто лопнет. Работа со стеклом достаточно травмоопасна, с ним необходимо обращаться очень деликатно; конечно, можно защитить руки перчатками, но в них работать крайне неудобно. Прошло время, опыт и сноровка сделали свое дело, теперь я режу руки не часто», – рассказывает мастер.
Сегодня Вера создает из стекла сувениры, часы, украшения, домашнюю утварь, которые разлетаются по всему миру – Англия, Америка, Австралия, Китай, Италия, а также вся Россия.
Поэтому и фьюзинг.
Другие мастера открывают локальные бренды, создают коллекции уникальной посуды, которая становятся визитной карточкой ресторанов или кафе. Например, мастерская paprika.ceramics смогла выйти на доход в 300 тыс. руб., получив крупный заказ для ресторана местной кухни.

Изделия из металла
Интересные неповторимые шедевры создаются мастерами из металла. Это и подстаканники, и кружки, и подсвечники. Все изделия являются уникальными и неповторимыми.
Все мастера разные. Успешность продаж напрямую зависит от их позиционирования, фирменного стиля, открытости и даже дружелюбного общения с подписчиками. Ведь важно не только создавать качественный продукт, но и уметь правильно подать его своей аудитории.

ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ
На сегодня бизнес на посуде ручной работы является прекрасной возможностью реализовать себя и при этом заработать достойные деньги. Это хорошо заметно в тех сегментах, где есть значительная часть отечественного сырья и материалов: в посуде из стекла, дерева, керамики, эмалированной стали.
На рынок положительно влияют и потребители. Все чаще покупатели выбирают посуду локальных брендов и малых мастерских. Это связано с увеличением интереса к качественным, долговечным и экологичным товарам.
Однозначный фаворит среди многообразия товаров – посуда неправильной формы. Она отражает заинтересованность покупателей в аутентичности, несовершенстве и красоте.
Продолжит расти и спрос на керамическую посуду ручной работы. При этом сохранится достаточно низкая конкуренция авторских гончарных изделий. Вот что говорит по этому поводу мастерица Юлия, владелица студии Орловых: «В этой сфере открытие своего дела требует весомых финансовых вложений, особенно на старте. Также ремесло сопряжено с огромным количеством рисков: в гончарном производстве нормой считается 25% брака. Не каждый решится заняться делом профессионально».
Будущее посуды ручной работы выглядит оптимистично: направление будет развиваться и цениться среди покупателей.
Материал подготовлен аналитиками Ярмарки Мастеров онлайн-маркета авторских товаров.
Также использованы материалы https://gazeta-n1.ru