Фарфор. Предпочтения потребителей

Автор

Рынок фарфора всегда красив и интересен разноплановостью цветовых решений и форм. В последние несколько лет предпочтение отдавалось белой посуде: от костяного фарфора до керамики. Некоторые производители проводили опыты с рельефом или текстурой, но большинство придерживалось мнения, что в моде – простота и натуральность. Таким образом, натуральные оттенки считались супермодными. Конечно, и в настоящее время все же остались приверженцы белого, но это уже личностные предпочтения.

В последнее время стали все чаще появляться предметы с акцентами в цвете. Для тех, кто привык быть на пике моды, предлагаются яркие цветочные принты, необычные формы (волнистые, вытянутые), цвета (зеленый, бирюзовый, оттенки винного цвета), глазури – матовая и блестящая кайма и край в двухтональной обработке. Такие предметы подходят потребителям, которые любят миксовать различные цвета в сервировке и оформлении и готовы к модным нетривиальным покупкам.

На рынке посуды не происходит чего-то остро неординарного, но потребительские предпочтения все же меняются. Сегодня при совершении покупки фарфора или керамики потребитель все чаще придает значение качеству и тому, насколько приобретаемые предметы смогут подходить к более спокойному и приятному образу жизни, он все чаще выбирает предметы в классическом стиле, которые могли бы надолго поселиться в его доме. Граница между традиционной и современной посудой размывается, поскольку все более модными становятся декоры в стиле ретро, проявляется стремление создать более декоративную сервировку и вариативность цвета и текстуры.

Споры о том, что же модно, а что – традиционно, будут продолжаться и дальше, поскольку то, что для кого-то модно, для другого уже ретро, и наоборот.

Изменились потребительские предпочтения не только в цветовых решениях и формах, но и в еде. Все большую популярность получают «фруктовницы», прежде использовавшиеся для фруктового салата и каш, а теперь еще для пасты и чили. Покупаются и этажерки в разных интерпретациях, и традиционных форм, и дизайнерские изделия.

Все большее значение в жизни потребителя имеет домашнее приготовление пищи и домашние вечеринки. Поэтому большинство продавцов утверждает, что лучше всего продается посуда не в сервизах, а по отдельности.

Потребители, покупающие более дорогую посуду, стремятся приобрести прежде всего качество, продукт или бренд с громким историческим именем. Фарфор класса люкс на рынке всегда будет иметь спрос, но перспективный сектор с точки зрения роста – рынок повседневной посуды.

ПО ОЦЕНКАМ АНАЛИТИКОВ

По оценкам BusinesStat, в 2024 году продажи фарфоровой посуды в России увеличились на 17% к предыдущему году и достигли около 150 млн штук, что является рекордным значением за последние пять лет. Ключевыми факторами роста послужили:

▪ реализация спроса, отложенного в кризисном 2022 году;

▪ восстановление платежеспособности потребителей, вызванное ростом их доходов и снижением инфляционного давления;

▪ подъем внутреннего туризма;

▪ увеличение представленности продукции на маркетплейсах и развитие собственных интернет-магазинов игроками рынка.

Конкуренции на российском рынке фарфоровой посуды премиум-класса почти нет. Во многом этому способствуют европейские санкции на поставки в страну предметов роскоши и уход с рынка западных компаний и затрудненная международная логистика. Фарфоровые изделия класса люкс продаются небыстро; предпочтения покупателей почти не меняются.

В 2024 году российскими предприятиями было выпущено более 1200 тыс. штук керамической посуды и изделий хозяйственных из керамики, что на 11,1% меньше по сравнению с результатами 2023 года. Лидирующий федеральный округ РФ по производству керамической посуды и изделий хозяйственных из керамики – Южный ФО (77,4% производства за период с 2018 по 2024 год), на втором месте – Центральный ФО (17,1% производства).

Российские и китайские производители оперативно заняли освободившиеся ниши. Они расширяют ассортимент, разрабатывают новые технологии, предлагают новые методы декорирования и сочетания материалов. Участники рынка отмечают, что на первом плане для потребителей находится внешний вид посуды: форма, размер, цвет, персонализированный дизайн (например, посуда приобретается под цвет кухни или столовой). Увеличивается популярность посуды из фарфора нестандартной формы, что характерно как для розничного сектора, так и для HoReCa.

Одним из молодых быстрорастущих сегментов является фарфоровая посуда для детей, а также имитирующая винтаж. Спрос на фарфоровую посуду стимулируется модой на различные национальные кухни, блюда и напитки. Так, помимо предметов, традиционно включаемых в сервизы, растет востребованность фарфоровых стаканов для «кофе с собой», плоских тарелок для итальянской пасты. Еще одна важная тенденция рынка состоит в том, что молодые потребители менее склонны приобретать сервизы, их привлекает функциональное назначение посуды и универсальность, а не наличие семейной реликвии.

Российский рынок фарфоровой и керамической посуды поделен между несколькими отечественными производителями:

АО «Императорский фарфоровый завод»,

ООО «Дулевский фарфор»,

ООО «Башкирский фарфор»,

ООО «Федерация»,

АО «Гжельский фарфоровый завод»,

ЗАО «Фарфор Вербилок».

С точки зрения маркетинга российский рынок посуды находится еще в начале пути. Лишь немногие производители вкладывают дополнительные средства в продвижение товара и обращают серьезное внимание на брендинг.

Конкуренция в среднем ценовом сегменте среди российских производителей посуды сводится к конкуренции на ценовом уровне.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Качественная посуда всегда была признаком достатка и значимости в России. С тех пор мало что изменилось. Поначалу внезапно разбогатевшие жители России строили дворцы и покупали коттеджи, потом бентли и порше, а теперь украшают свою жизнь элитной посудой.

На первом месте среди критериев, по которым российский потребитель выбирает посуду, стоят цена, ассортимент, качество и красота. В будущем, по прогнозам специалистов, российский потребитель будет уделять еще большее внимание дизайну посуды и концепции продаж. Ориентируясь на западную моду, российский потребитель все же отдает предпочтение качественным сервизам классических форм, фарфору с золотой каймой, часто предпочитает костяной фарфор, хотя в большинстве случаев не имеет представления о его отличиях от твердого настоящего фарфора. Московские потребители больше склонны к покупке либо классических цветочных декоров, либо неотшлифованного варианта керамики. В то время как потребители из регионов (в том числе и «новые москвичи») предпочитают белый вариант посуды или кобальтовый декор. В большинстве своем российские потребители не склонны покупать посуду экстрамодных форм и декоров в лаконичном современном скандинавском стиле, отдавая предпочтение классике.

Целевой потребитель фарфора высокого и элитного ценового сегмента – это, как правило, человек семейный, среднего возраста (30-45 лет), с хорошим достатком, амбициозный, интересующийся культурой, ценящий классические направления в искусстве и одновременно интересующийся современными тенденциями в области дизайна. Лучшие показатели реализации в категории «элитная посуда» имеются у импортной посуды с оптимальным соотношением цены и качества.

Потребитель предпочитает приобретать качественную повседневную посуду традиционного дизайна – настолько красивую, что ее можно было бы использовать и в праздничной сервировке. Такой потребитель осведомлен о ведущих производителях фарфора, особенно из Германии, в частности он знаком с фарфором Meissen Weimar. Предпочитает фарфор из Германии, Англии, Японии, весьма скептически относится к современному китайскому фарфору.

Предпочитает качественный, но не очень дорогой фарфор. Фарфор российских производителей (как правило, фарфор ИФЗ) все чаще можно увидеть в корзине гурманов фарфора. В основном в роли активного покупателя выступает женщина.

Что касается потребителя среднего уровня, то здесь рынок более оживлен. Много продукции из Китая, из Турции. Продвигаются собственные марки, но тоже заказываемые в Поднебесной. Большинство конечных потребителей посуды не знает брендов и выбирает посуду, исходя прежде всего из цены и затем – из дизайна.

Однако при наличии усилий по брендингу со стороны производителей ситуация может измениться к лучшему и российский потребитель, как и потребители других стран, будет совершать покупки посуды на основе определенного бренда.

В настоящее время покупатели все более избирательно подходят к покупке, покупая лишь необходимое, вероятность спонтанной покупки практически исчезла.

Российский покупатель предпочитает покупать не очень дорогую посуду высокого качества, выполненную в соответствии с последними дизайнерскими разработками. Однако спрос на фарфоровую посуду классических форм и декоров по-прежнему сохраняется на высоком уровне.