Фрилансеры как возможность утолить дефицит персонала

Автор

В период введения санкций, с отъездом специалистов или оголением производств в связи с призывом на СВО, вопрос о персонале встает особенно остро. И переход на удаленку дает компаниям дополнительные возможности привлечения нужных профессионалов.

По оценке FINMARKET.RU, спрос на фрилансеров в РФ вырос почти в 2 раза за год. В основном внештатные сотрудники востребованы в малом и среднем бизнесе, где привлекать даже высокооплачиваемого специалиста за пределами штата выгоднее, чем нанимать работника на постоянной основе.

В основном малый и средний бизнес готов нанимать на условиях фриланса сотрудников на работу с сайтами и социальными сетями, интернет-маркетологов и специалистов по созданию и продвижению контента.

По данным сервиса Solar Staff, количество фрилансеров за последние три года увеличилось на 5 млн человек и достигло почти 20 млн человек. По результатам глобального исследования компании PwC, Россия вышла на второе место в мире по темпам роста фриланса.
Наибольший спрос на этих специалистов с возможностью трудоустройства вне штата компании – во Владивостоке и Хабаровске, где за год число вакансий для них увеличилось на 170 и 120% соответственно. Также более 100% прирост составил в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Спрос на фрилансеров продолжает расти, несмотря на то что их услуги становятся все дороже. Самыми дорогостоящими специалистами являются интернет-маркетологи, среднемесячный доход которых увеличился на 30% с начала года и составил более 130 тыс. руб. Доходы маркетологов-аналитиков выросли еще больше – на 60%, до 110 тыс. руб. Зарплаты ивент-маркетологов прибавили 30%, до 90 тыс. руб. На треть вырос доход SMM-специалистов.

Можно сказать, что процесс трансформации рынка труда начался с пандемии. Тогда многие люди поняли, что для офисной работы необязательно находиться в самом офисе. А последние два года показали, что необязательно даже находиться в определенном городе или стране, достаточно иметь высокоскоростной Интернет и ноутбук.

Как в этих условиях набирать сотрудников и, самое главное, их удерживать?
И как быть с работой, которую невозможно выполнять удаленно?

Компания «Фили-Бейкер» не связана с компаниями рынка посуды, но стратегия одинаковая. Компаниям для успешной работы нужны специалисты. Точка. Этот опыт поможет решить проблему.

Кейс от финансового директора
компании-производителя кондитерских изделий
Фарида Юсуфова

Делим сотрудников на три условные группы:

  • офисные сотрудники (бухгалтеры, менеджеры, архивариусы, ИТ);
  • технологи, пекари и прочие работники производства;
  • водители, грузчики, клининг и подсобные рабочие.

Острый дефицит офисных сотрудников мы ощутили в начале 2023 года, когда столкнулись с тем, что наши опытные кадры по разным причинам решили что-то поменять в жизни. Как правило, обычно это начинается как раз со смены работы. При этом кандидаты, приходящие на собеседование, значительно отличались по уровню знаний и мышлению. Произошла резкая смена поколений. Отдельно хочу отметить, что наша компания практикует трудоустройство молодых специалистов с минимальным опытом работы или вовсе без него, – например, мы набираем выпускников и даже студентов вузов, с пониманием относясь к необходимости отлучаться на учебу или сдачу сессий. Однако уровень зарплатных ожиданий от таких сотрудников вырос достаточно сильно. Также раньше молодых специалистов в основном интересовало, что нужно делать, чтобы подняться по карьерной лестнице. А сейчас основные вопросы на собеседовании связаны со свободным графиком и удаленкой.

Как мы решили проблему?

К концу 2023 года мы закрыли практически все офисные вакансии. Для этого нам пришлось достаточно сильно изменить свою политику, пойти навстречу кандидатам. Мы предусмотрели гибкий и индивидуальный график и, конечно, удаленку для части сотрудников.
Теперь что касается работников, задействованных на производстве. Дефицит этих сотрудников также начался в этом году и продолжается до сих пор.

Что касается выхода, который нашли мы: сейчас мы стараемся активно автоматизировать наше производство. Однако нужно понимать, что сегмент свежих тортов и пирожных достаточно капризен, потому полностью отказаться от ручного труда и постоянного контроля оборудования человеком для нас не представляется возможным. Последняя группа – низкоквалифицированные рабочие – на конец 2023 года является для нас самой дефицитной. Ни для кого не секрет, что по большей части данные вакансии заняты иностранными специалистами. И дефицит таких сотрудников сейчас даже выше, чем был в пандемию, когда границы были закрыты. Самая большая доля свободных вакансий – это водители, экспедиторы и грузчики. И однозначного ответа на вопрос, что делать с этой проблемой, у нас сейчас нет.

Россияне на таких позициях не работают уже давно и вряд ли начнут в будущем. Однако мы изменили подход к подбору кандидатов. Традиционно он шел и идет любыми доступными способами: через кадровые агентства посредством поиска на агрегаторах и обзвоном кандидатов по объявлениям, а также приглашением по знакомству. Однако в этом году кадровые агентства, которые ранее подбирали нам кандидатов, перестали справляться со своей задачей. Вероятно, они тоже столкнулись с проблемой кадрового голода: я заметил, что закрепленные за нашей компанией менеджеры начали меняться быстрее, чем успевали выполнить какую-либо работу.

Поэтому в 2023 году мы создали собственный HR-отдел внутри компании. На сегодня там работают уже несколько человек, которые постоянно находятся в поисках новых кадров и имеют полную свободу по выбору и созданию новых систем мотивации для сотрудников. Пока наличие собственного HR-отдела кажется нам более эффективным, нежели работа с агентством: его сотрудники не «распыляются» на другие задачи, а решают конкретные проблемы.

Мотивация для сотрудников:

  • работа в стабильной компании;
  • оплата труда регулярно, без задержек;
  • взвешенный подход к оценке выполнения работником своих обязанностей. Как бы это странно ни звучало, но рынок труда тоже меняется, и Москва, конечно, в этом плане впереди всех остальных городов. Сегодня сотрудникам дается все больше и больше свободы в принятии важных решений, пусть даже некоторые из них окажутся ошибочными. Как говорится, кто не ошибается – тот не работает;
  • возможность вертикального роста внутри компании. Хотя кандидаты сегодня менее «голодные» с точки зрения карьерного роста, однако желающие могут подняться по карьерной лестнице. Это относится как к офисным специалистам, так и к производственному и обслуживающему персоналу;
  • предоставление выходных и отпусков в соответствии с законодательством. Бесплатные обеды в собственной столовой. Все мы проводим на работе большую часть своего времени. Так что обеды и перекусы – это тоже часть рабочего процесса. Мы постарались упростить для сотрудников эту часть и сделали питание на рабочем месте полностью бесплатным;
  • корпоративные мероприятия (поздравления на гендерные праздники, новогодний корпоратив, юбилей компании). Также мы на постоянной основе отмечаем сотрудников за определенные успехи или выслугу лет ценными подарками и грамотами;
  • поддержка работников в сложной жизненной ситуации. Подход, при котором работник чувствует о себе заботу и поддержку со стороны работодателя, также позволяет сохранять текучесть кадров на низком уровне. А устоявшаяся позитивная атмосфера в коллективе помогает каждому вновь прибывшему сотруднику увереннее влиться в его ряды;
  • социальная защита. Наши сотрудники получают корпоративный полис ДМС, предоставляющий расширенные возможности для поддержки здоровья. Также в целом мы ориентированы на пропаганду ЗОЖ: предоставляем карты в фитнес-клубы, информируем сотрудников об интересном и полезном отдыхе, о правильном питании (включая правильное питание в собственной столовой). В финале хотелось бы отметить, что самое важное для компании-производителя – это наращивание производства и сохранение стабильных поставок. И наличие, а также качество кадров являются основополагающими звеньями в этой цепочке. Рост затрат на кадровые вопросы полностью себя оправдывает. В целом с основными кадровыми вызовами мы смогли справиться и продолжаем работать над этим вопросом.

В статье использованы материалы www.retail.ru
Надеемся, что компании, работающие на рынке посуды, также поделятся с нами портфелями своей успешной деятельности на ниве кадров.